На практике при решении примеров часто
приходится использовать комбинацию различных приемов разложения многочлена на множители
Пример 1. 36a2-96a4-96a4b4+64a2b5.
Комбинировали два приема:
- вынесение общего множителя за скобки;
- использование формул сокращенного
умножения.
Пример
2. a2+2ab+b2-c2 = (a2+2ab+b2-c2).
Решение. a2+2ab+b2-c2
= (a2+2ab+b2)-c2 = (a+b)2-c2
= (a+b-c)(a+b-c)
Комбинировали два приема:
- группировку;
- использование формул сокращенного
умножения.
Пример
3. y3-3y2+6y-8.
Решение. y3-3y2+6y-8 = (y3-8)-(3y2-6y) = (y-2)(y2+2y+4)-3y(y-2) = (y-2)(y2-y+4).
Проверка: (y-2)(y2-y+4)
= y3-y2+4y-2y2+2y-8 = y3-3y2+6y-8.
Комбинировали два приема:
- группировку;
- формулы сокращенного умножения;
- вынесение общего множителя за скобки.
Эти примеры
показывают, что при разложении многочлена на множители полезно соблюдать
следующий порядок:
|
Пример
4. n3+3n2+2n.
Решение.
n3+3n2+2n = n(n2+3n+2)
= n(n2+2n+n+2) = n((n2+2n)+(n+2)) = n(n(n+2)+n+2) = n(n+1)(n+2)
Комбинировали два приема:
-
вынесение общего множителя за скобки;
-
предварительное преобразование;
-
группировку.
Отмечаем, что для решения этого примера мы
использовали еще один прием разложения на множители – предварительное
преобразование.
Даем ему характеристику.
|
1.
Решить уравнения:
a) x2 - 15x + 56 = 0
Решение:
x2
– 7x – 8x + 56 = 0,
(x2
- 7x) -
(8x - 56)=0
x(x - 7)
- 8(x -
7)=0
( x - 7)(x - 8)=0
x - 7=0 или x - 8=0
x -
7 или x=8
Ответ:7; 8
|
б) x2
+10x+21=0
Решение:
x2
+10x +25-4=0
(x+5)2
-4 =0
(x+5-2)(x+5+2) =0
(x+3)(x+7) =0
x+3
=0 или x+7=0
x=-3
или x=-7
Ответ: -3;-7
|
Отмечаем, что при разложении многочлена x2 + 10x + 21 на
множители мы «увидели» полный квадрат (x2 + 10x + 25 = (x + 5)2) и таким образом применили еще один прием
разложения на множители: метод выделения полного квадрата.
2. Доказать, что:
- Доказать, что для любого натурального числа n выражение n3+3n2+2n делится
без остатка на 6.
Решение.
Пусть p(n) = n3+3n2+2n.
Если n=1, то p(1)=1+3+2=6. Значит, p(1) делится на 6 без остатка.
Если n=2, то p(2)=23+3·22+2·2=8+12+4=24.
Следовательно, и p(2)
делится на 6 без остатка.
Если n=3, то p(3)=33+3·32+2·3=27+27+6=60.
Поэтому и p(3)
делится на 6 без остатка.
Но вы же понимаете, что перебрать так все
натуральные числа нам не удастся. Как быть? На помощь приходят алгебраические
методы.
Имеем:
n3+3n2+2n=n(n+1)(n+2).
В самом деле n(n+1)= n2+ n,
а (n2+n)(n+2)=n3+2n2+n2+2n=n3+3n2+2n.
Итак, p(n) = n(n+1)(n+2), т.е. p(n) есть произведение трех идущих подряд натуральных чисел n, n+1, n+2. Но из трех таких чисел одно
обязательно делится на 3, значит и их произведение делится на 3. Кроме того, по
крайней мере одно из этих чисел – четное, т.е. делится на 2. Итак, p(n) делится и на 2, и на 3, т.е. делится на 6.
Все прекрасно, скажите вы, но как
догадаться, что n3+3n2+2n=
n(n+1)(n+2)?
Ответ очевиден: надо учиться разложению многочленов на
множители.
3. Вычислить 38.82 +
83*15.4 – 44.22.
Решение. 38.82 +
83*15.4 – 44.22 = 83*15.4 – (44.22 – 38.82) =
83*15.4 – (44.2 – 38.8)
(44.2 + 38.8)
= 83*15.4 – 5.4*83 = 83*(15.4 – 5.4) = 83*10 = 830.
4. Доказать тождество (a2 + 3a)2 + 2(a2
+ 3a) = a(a + 1)(a + 2)(a + 3)
|
|
Источник: конспект урока учителя математики Халимовой Гульгени Исламзяновны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий